Предпосылки продолжения реформирования на современном этапе. Особенности организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях Основы организации бухгалтерского учета в государственных учреждениях

    необходимость упорядочивания расходования бюджетных средств;

    отсутствие стимулов к оптимизации и повышению эффективности использование бюджетных средств, что обусловлено сметным финансированием;

    слабая обеспеченность защиты социальных прав граждан.

Направления реформирования на современном этапе

    переход от бюджетной сметы и доведения лимитов бюджетных обязательств к финансированию исполнения государственного (муниципального) задания в форме субсидии

    полученные доходы учреждений не должны являться доходами бюджета и должны оставаться в их распоряжении (кроме казенных учреждений)

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в гму

Уровень регулирования и его характеристика

Нормативные документы

Органы, принимающие документы

Законодательный

Кодексы, Федеральные законы, Указы Президента РФ, прочие законодательные акты

Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ

Нормативный

Единый план счетов учета в ГМУ и Инструкции по применению

Министерство финансов РФ

Методический

Нормативные акты, методические указания и рекомендации

Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, прочие министерства и ведомства

Организационный

Учетная политика учреждения

Документы, устанавливающие международные требования к учету и отчетности в секторе государственного управления

1. Руководство по статистике государственных финансов (разработаны МВФ (изд. 2-е, 2001г))

2. МСФО для общегосударственного сектора (разработаны Международной федерацией бухгалтеров)

Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бюджетный учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований

Объекты учета в государственных (муниципальных) учреждениях

    Активы (нефинансовые и финансовые)

    Обязательства

    Финансовый результат

    Санкционирование расходов

    Операции, приводящие к изменению активов и обязательств

Федеральный закон от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» является основной, определившей правовой статус государственных (муниципальных) учреждений (далее ГМУ) и принципы организации учета и отчетности в них.

ГМУ признаются учреждения, созданные ППО: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Типами ГМУ являются:

    Автономное учреждение (далее АУ) - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

    Бюджетное учреждение (далее БУ) - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Однако, сферы деятельности БУ не ограничены, т.к. здесь названы только приоритетные сферы.

    Казенное учреждение (далее КУ) -это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ).

Правила ведения учета в учреждениях зависят от их статуса. Они устанавливаются исходя из правовых положений данных учреждений (в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ). Учреждения подразделяются на три типа:

  • казенные;
  • бюджетные;
  • автономные.

На современном этапе развития бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях можно выделить несколько уровней его нормативно-правового регулирования:

№ уровня

Название уровня

Законодательные акты и нормативные документы по бухгалтерскому учету

Законодательный

Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ

Нормативный

Положения (стандарты), приказы по бухгалтерскому учету и отчетности

Методический

Методические указания, планы счетов и инструкции по их применению, инструкции, комментарии, письма Минфина России и иных ведомств (главных распорядителей)

Организационный

Локальные рабочие документы, разработанные самой организацией

Типы учреждений: сходства и различия

Отметим, что порядок финансирования зависит от типа учреждения (казенное, бюджетное, автономное). Эти учреждения могут финансироваться по двум схемам.

Первая - финансирование за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (применима к казенным учреждениям как к получателям бюджетных средств). Здесь предусмотрена сметная система финансирования.

Вторая - финансирование путем предоставления субсидий на выполнение государственных и муниципальных заданий (распространяется на бюджетные и автономные учреждения).

Рассмотрим основные характеристики всех учреждений.

Характеристики

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Финансовый документ

Бюджетная смета учреждения

Задание учредителя, план финансово-хозяйственной деятельности

Финансовое обеспечение

На основе бюджетной сметы

Субсидии из бюджетной системы, а также иные источники поступлений (собственные доходы, средства ОМС и пр.)

Финансовое обеспечение из бюджета

В соответствии с бюджетной сметой

Субсидии:
- в соответствии с заданием учредителя;
- на содержание имущества;
- на иные цели.
Средства бюджета:
- на исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами;
- на осуществление мероприятий в соответствии с нормативно-правовыми актами

В виде субсидий в соответствии с заданиями учредителя

Право на иные доходы учреждения

Перечисляет иные доходы в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ

Самостоятельно распоряжается доходами от оказания платных услуг

Самостоятельно распоряжается иными доходами, в том числе средствами от использования целевого капитала

Кассовое обслуживание

Лицевой счет, открываемый в казначействе или финансовом органе

Лицевой счет, счета и депозиты, открываемые в кредитных организациях

Имущество и обязательства учреждений. Распоряжение и ответственность.

Порядок распоряжения имуществом зависит от вида имущества и типа того учреждения, которое его учитывает. За казенными, бюджетными и автономными учреждениями имущество . Они владеют и пользуются активами в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества в установленных законом пределах.

Характеристики

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Имущество учреждения

Закрепляется на праве оперативного управления

Закрепляется на праве оперативного управления

Передается на праве оперативного управления

Распоряжение имуществом

Не вправе отчуждать имущество, закрепленное за собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных собственником

Вправе распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника

Участие в капитале

Не вправе участвовать в капитале других юридических и физических лиц

Вправе с согласия собственника вносить деньги и иное имущество, за исключением недвижимого и иного ценного движимого имущества, в уставный (складочный) капитал других юридических лиц и выступать их учредителем или участником

Вправе с согласия собственника вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц и выступать их учредителем или участником

Заключение крупных сделок

С согласия органа, наделенного функциями и полномочиями учредителя

С предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения

С предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения

Ответственность по обязательствам

Отвечает денежными средствами, а при их недостаточности по долгам отвечает собственник

Отвечает имуществом (кроме недвижимого и особо ценного), собственник не отвечает по обязательствам учреждения

Отвечает имуществом (кроме недвижимого и особо ценного), собственник не отвечает по долгам учреждения

Отчетность по деятельности и имуществу

Отчеты о деятельности и об использовании закрепленного за учреждением имущества в соответствии с Инструкциями о порядке составления и представления отчетности

Организация бухгалтерского учета в учреждениях

Все учреждения должны вести бухгалтерский учет на основании нормативных документов. Порядок применения нормативных актов также зависит от типа учреждения.

Основным локальным актом, регламентирующим организацию и ведение бухгалтерского учета в конкретном казенном, бюджетном или автономном учреждении, является учетная политика.

Для наглядности рассмотрим все три типа:

Характеристики

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Общие требования по ведению учета

Приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета... и Инструкции по его применению»

Инструкция по применению Плана счетов

Приказ Минфина России от6 декабря 2010 г. №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. №174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. №183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»

Применение бюджетной классификации*

Приказ Минфина России от 01 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»

Регистры учета

Приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственных органов), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»

Отчетность

Приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Приказ Минфина России от 25 марта 2011 г. №33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

* При осуществлении операций бюджетными и автономными учреждениями применяются коды классификации операций сектора государственного управления согласно разделу V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ. Также бюджетное учреждение вправе вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

Основные требования к ведению учета

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждениях и выполнение норм законодательства несет руководитель. В случае разногласий между руководителем (уполномоченным им лицом) и главным бухгалтером по отдельным хозяйственным операциям данные отражают в бухгалтерском учете с письменного распоряжения руководителя (уполномоченного им на то лица).

Принципы бухгалтерского учета учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов.

Бухгалтерский учет ведется методом двойной записи.

Счета учета должны быть включены в рабочий план счетов субъекта учета и взаимосвязаны. Рабочий план счетов разрабатывается и утверждается на основании соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению. Об этом сказано в пункте 21 Инструкции по применению Единого плана счетов. Рабочий план счетов утверждается в составе учетной политики учреждения (как отдельное приложение) или его можно закрепить отдельным внутренним нормативным актом (приказом руководителя). Хозяйственная операция на счетах учета отражается строго на основании первичных учетных документов.

При ведении бюджетного учета применяют метод начисления (результаты операций признаются по факту их совершения).

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который уточнил терминологию, используемую в законодательстве РФ о бухучете. Согласно статье 2 этого закона, его положения распространяются и на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Кроме того, пунктом 2 статьи 2 Закона № 402-ФЗ установлено, что его положения применяются при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

Исправление ошибок

Ошибки, обнаруженные в регистрах бухгалтерского учета, исправляют в следующем порядке.

1. Если ошибка за отчетный период выявлена до представления отчетности и не требует корректировок в журнале операций, неточную запись зачеркивают (но так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое). Далее над зачеркнутым указывают верные данные. Одновременно на полях регистра бухучета, в который вносится исправление, против соответствующей строки делается надпись «Исправлено» (ее визирует главный бухгалтер своей подписью).

2. Если ошибка выявлена до сдачи бухгалтерской отчетности, но требует внесения изменений в журнал операций, в зависимости от характера ошибки оформляется бухгалтерская запись способом «красное сторно» или дополнительная бухгалтерская запись (причем последним днем отчетного периода).

3. Если ошибка обнаружена в регистрах бухгалтерского учета за тот период, за который отчетность уже представлена, в зависимости от характера ошибки вносится бухгалтерская запись способом «красное сторно» или дополнительная бухгалтерская запись (на дату обнаружения ошибки).

Обратите внимание: во втором и третьем случаях исправление ошибок оформляют Cправкой (ф. 0504833), в которой делают ссылку на номер и дату исправляемого журнала

Группировка хозяйственных операций в рамках Единого плана счетов

При отражении операций в учете бухгалтерские записи зависят от типа учреждения.

Так, казенные учреждения, финансовые органы и органы, осуществляющие кассовое обслуживание, применяют Единый план счетов и План счетов по бюджетному учету. Бюджетные учреждения используют в работе Единый план счетов и План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений.

Дополнительно отметим, что автономные учреждения применяют План счетов бухгалтерского учета, соответствующий типу данного учреждения.

На основании общих норм утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Коды аналитического счета

Каждый счет Плана счетов имеет 26 знаков. Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражают в специальном порядке.

А именно:

  • в разрядах 1-17 - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  • в разряде 18 - код вида финансового обеспечения (деятельности);
  • в разрядах 19-23 - синтетический код счета Единого плана счетов;
  • в разрядах 24-26 - аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета (коды КОСГУ).

Номер счета бюджетного учета

Аналитический код по бюджетной классификации

Код вида деятельности

Код синтетического счета

Аналитический код по КОСГУ

объекта учета

группы

вида

Код вида финансового обеспечения (деятельности) в разряде 18 аналитического счета может принимать значения от 1 до 9.

Государственные (муниципальные) учреждения, финансовые органы соответствующих бюджетов и органы, осуществляющие их кассовое обслуживание, используют следующие значения:

1 - деятельность, которая ведется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 - средства во временном распоряжении;

4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 - субсидии на иные цели;

6 - бюджетные инвестиции;

7 - средства по обязательному медицинскому страхованию.

Финансовые органы отражают операции, проведенные в рамках кассового обслуживания бюджетных и автономных учреждений и иных некоммерческих организаций, которые не являются участниками бюджетного процесса.

Для этого применяют такие коды:

8 - средства некоммерческих организаций на лицевых счетах в части операций с собственными средствами учреждения (организации), со средствами во временном распоряжении и с субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации);

9 - средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете.

Бюджетная классификация РФ

По своей природе классификация операций сектора государственного управления - это группировка операций, осуществляемых в секторе государственного правления, исходя из их экономического содержания.

Классификация доходов бюджетов

Структура 20-значного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:

1) главный администратор доходов бюджета (разряды 1-3);

2) вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент) (разряды 4 -13);

3) подвид доходов (разряды 14-17);

4) классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (разряды 18-20).

Структура кода классификации доходов бюджетов

Код главного администратора доходов бюджета

Код вида доходов бюджетов

Код подвида доходов бюджетов

Код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов

группа доходов

под-группа доходов

статья доходов

подстатья доходов

элемент доходов

Код главного администратора доходов бюджета состоит из трех разрядов. Он устанавливается законом (решением) о бюджете. Закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств.

Код вида доходов (разряды 4-13 кода классификации доходов бюджетов) состоит из 10 знаков и включает:

  • группу (разряд 4);
  • подгруппу (разряды 5, 6);
  • статью (разряды 7, 8);
  • подстатью (разряды 9-11);
  • элемент (разряды 12, 13).

Группа доходов имеет следующие значения:

  • 100 - налоговые и неналоговые доходы;
  • 200 - безвозмездные поступления.

Дальнейшая детализация кода вида доходов бюджетов осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01 июля 2013 г. № 65н.

В разрядах 18-20 кода классификации доходов бюджетов применяется КОСГУ (приложение 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ). Данная группировка отображает экономическое содержание операций, проводимых в секторе государственного управления.

Классификация расходов бюджетов

Группировка расходов бюджетов всех уровней представляет собой классификацию расходов бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств

Раздел

Подраздел

Целевая статья

Вид расходов

Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов

программа

подпрограмма

Главные распорядители (разряды 1-3). Перечень приведен в приложении 9 к приказу №65н и устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Разделы, подразделы (разряды 4-7). В классификации расходов бюджетов 14 разделов.

Они отражают направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Пример классификации расходов бюджетов

Раздел 0700 «Образование» состоит из девяти подразделов. Он аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Так, по подразделу 0702 «Общее образование» отражаются расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Здесь же указаны затраты на содержание и обеспечение учебного процесса общеобразовательных учреждений, учреждений по внешкольной работе с детьми, специальных (коррекционных) учреждений.

Целевые статьи. Код целевой статьи состоит из семи знаков - разряды 8-14 20-значного кода классификации расходов бюджетов. При этом разряды 11 и 12 предназначены для кодировки программы соответствующей целевой статьи, а разряды 13 и 14 - для кодировки подпрограммы, конкретизирующей (при необходимости) направления расходования средств в рамках программы.

Виды расходов (разряды 15- 17) детализируют направления финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.

Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган исходя из расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

В разрядах 18-20 кода классификации расходов бюджетов приводятся статьи и подстатьи КОСГУ (содержатся в приложении 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ).

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает:

  • код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (разряды 1-3);
  • коды группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (разряды 4 -17);
  • код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (разряды 18-20).

Главный администратор источников финансирования дефицитов бюджетов

Группа

Подгруппа

Статья

Вид источников

Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов

подстатья

элемент

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Группы и подгруппы (разряды 4- 7) установлены бюджетным законодательством Российской Федерации и являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, например 4600 - «Прочие кредиты (бюджетные ссуды)».

Дальнейшая детализация подгрупп кода источников финансирования дефицитов бюджетов производится посредством статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов.

При этом шестизначный код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов детализирован подстатьей и элементом - соответственно разряды 3, 4 и 5, 6 ее шестизначного кода.

Элемент источников финансирования дефицитов бюджетов отражает принадлежность источника финансирования дефицита бюджета к соответствующему бюджету бюджетной системы, например код элемента источников финансирования дефицитов бюджетов:

  • 01 - федеральный бюджет;
  • 10 - бюджет поселения.

В рамках вида источника (разряды 14-17) обеспечивается (при необходимости) дальнейшая детализация подстатей источников финансирования с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов.

В разрядах 18-20 20-значного кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов указываются статьи и подстатьи КОСГУ.

Синтетические счета объекта учета

Использование бюджетной классификации при отображении хозяйственных операций учреждений позволяет организовать аналитический учет.

Данные бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам обобщаются на синтетических счетах (разряды 19-23 номера счета).

По существу учреждения работают с девятью знаками бюджетного счета, а 17 знаков - это бюджетная классификация, которая будет повторяться в однородных операциях.

Структура Единого плана счетов

Единый план счетов состоит из пяти разделов, которые сгруппированы по экономическому содержанию.

В первом разделе - «Нефинансовые активы» - представлены счета для учета основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы, нефинансовых активов в пути и нефинансовых активов имущества казны.

Во втором разделе - «Финансовые активы» - сосредоточены счета для учета денежных средств учреждения, средств на счетах бюджетов (органа казначейства), финансовых вложений, расчетов, а также вложений в финансовые активы.

В третьем разделе - «Обязательства» - представлены счета для учета расчетов с кредиторами, по принятым обязательствам, прочих расчетов с кредиторами, внутренних расчетов по поступлениям и по выбытиям из бюджета.

В четвертом разделе - «Финансовый результат» - представлены счета для учета доходов и расходов, доходов и расходов будущих периодов и отражения финансового результата прошлых периодов.

В пятом - «Санкционирование расходов бюджетов» - сосредоточены счета для отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях, суммах утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения), о принятых обязательствах (денежных обязательствах).

На забалансовых счетах учитываются:

  • ценности, не закрепленные за учреждением на праве оперативного управления (арендованные основные средства, нефинансовые активы и т. п.);
  • материальные ценности, которые учитываются вне балансовых счетов;
  • расчеты;
  • обязательства, ожидающие исполнения, а также дополнительные аналитические данные о проведенных операциях, необходимые для раскрытия сведений об исполнении бюджета в бюджетной отчетности.

Учетная политика учреждения

Под учетной политикой учреждения для целей бухгалтерского учета понимается принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов финансово-хозяйственной деятельности. Кроме способов ведения бухгалтерского учета следует определить (в тех случаях, когда это допускается Налоговым кодексом РФ) способы исчисления налоговой базы и расчета каждого конкретного налога.

Учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя учреждения (как лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета).

Показатели учетной политики

В учетной политике учреждения для целей бухгалтерского учета утверждаются (п. 6 Инструкции № 157н):

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учетов;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные абзацем 2 пункта 7 Инструкции № 157н;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Учреждение формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых им полномочий.

Рекомендация: в учетной политике следует отражать только те способы (методы) ведения учета (бухгалтерского или налогового), в отношении которых законодательство предоставляет учреждению право выбора или оно самостоятельно в их определении.

Внесение изменений в учетную политику

Принятая учетная политика применяется последовательно из года в год. Корректировать ее можно только в случае:

  • изменения законодательства;
  • изменения нормативных актов органов, которые регулируют бухгалтерский учет;
  • разработки учреждением новых способов ведения бухучета;
  • существенного изменения условий деятельности учреждения (что чаще всего связано с реорганизацией или значительным изменением объемов деятельности).

Утверждение правил учета новой (не возникавшей ранее в учреждении) хозяйственной операции не является изменением учетной политики. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета, а также для верного исчисления налогооблагаемой базы по налогам изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности учреждениям этот факт надо отразить.

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 2

С 1 января 2011 г. утрачивает силу Инструкция N 148н <1>, устанавливающая правила ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Вместо нее Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Единый план счетов) и Инструкция по его применению (далее - Инструкция N 157н). Именно этим Приказом начиная с 2011 г. должны руководствоваться государственные (муниципальные) учреждения, в том числе и бюджетные, при ведении бухгалтерского учета. В данной статье мы рассмотрим общие положения об организации бухгалтерского учета, определенные Инструкцией N 157н, в сравнении с положениями, ранее установленными Инструкцией N 148н.

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
<2> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Бухгалтерский учет должен осуществляться учреждениями в соответствии с Бюджетным кодексом, Законом о бухгалтерском учете <2>, Инструкцией N 157н и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими бухгалтерский учет.

Инструкция N 157н устанавливает общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами.

Основные принципы организации бухгалтерского учета

В п. 3 Инструкции N 157н впервые подробно указаны основные принципы организации и ведения бухгалтерского учета:

  1. Метод двойной записи. Бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций, их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов учреждения.
  2. Метод начисления. Бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
  3. Непрерывность. Бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из предположения, что учреждение будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем.
  4. Полнота. Информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов учреждения, должна быть полной. Также должна учитываться существенность этой информации.
  5. Прозрачность (открытость). Информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности учреждения формируется им на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики) в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству РФ.
  6. Сопоставимость. Данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность государственного (муниципального) учреждения должны быть сопоставимы (в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды деятельности учреждения) вне зависимости от его типа.
  7. Стабильность. Рабочий план счетов учреждения, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики учреждением, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).
  8. Достоверность. В бухгалтерском учете должна быть отражена информация, не содержащая существенных ошибок и искажений и позволяющая положиться на нее как на правдивую. В целях применения Инструкции N 157н существенной признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принимаемое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности учреждения.
  9. Раздельный учет имущества. Имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (в управлении, на хранении).
  10. Разделение ответственности по обязательствам. Обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.

В соответствии с п. 4 Инструкции N 157н при ведении бухгалтерского учета учреждение обеспечивает:

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных им финансовых результатах и формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательствам соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности);
  • предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства РФ при осуществлении субъектом учета хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.

В Инструкцию N 157 дополнительно включено положение о том, что руководитель учреждения в соответствии с законодательством РФ вправе передать ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии) (п. 5 Инструкции N 157).

Единый план счетов

Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации (в денежном выражении) о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных академий наук, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах. На основании Единого плана счетов учреждения разрабатывают и утверждают рабочие планы счетов.

Номер счета Рабочего плана счетов по-прежнему включает в себя 26 разрядов. Однако структура номера счета и наименования его разрядов несколько изменились. В соответствии с п. 21 Инструкции N 157н теперь структура номера счета строится следующим образом:

  1. в 1 - 17 разрядах указывается аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  2. в 18 разряде отражается код вида финансового обеспечения (деятельности). Теперь количество таких кодов увеличилось до девяти (вместо четырех);
  3. в 19 - 23 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтетический код счета Единого плана счетов;
  4. в 24 - 26 разрядах показывается аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета. Причем для казенных и бюджетных учреждений в этих разрядах отражаются коды Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):

  1. для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

а) 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

б) 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

в) 3 - средства во временном распоряжении;

г) 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

д) 5 - субсидии на иные цели;

е) 6 - бюджетные инвестиции;

ж) 7 - средства по обязательному медицинскому страхованию;

  1. для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:

а) в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации), код вида деятельности "Средства некоммерческих организаций на лицевых счетах"показывается с цифрой 8;

б) в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете, код вида деятельности "Средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах" показывается с цифрой 9.

Учетная политика

В отличие от Инструкции N 148н в п. 6 Инструкции N 157н прямо прописана обязанность учреждений формировать свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых в соответствии с законодательством РФ полномочий.

Напомним, что ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер. Принятая учетная политика утверждается руководителем учреждения и применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 3 ст. 7, п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете).

Приказом об учетной политике утверждаются также:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Первичные документы

Все хозяйственные операции оформляются первичными учетными документами, которые принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти (согласно законодательству РФ). Если формы первичных документов не унифицированы, они должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц и их расшифровка.

Положения, касающиеся порядка применения первичных документов, ранее содержал п. 3 Инструкции N 148н. Теперь они указаны в п. 7 Инструкции N 157н. Кроме того, в новой Инструкции перечислены дополнительные требования к оформлению и хранению первичных документов.

Так, первичный документ может быть принят к учету при соблюдении следующих требований:

  • документ должен быть составлен на бумажном носителе, а при наличии технических возможностей - на машинных носителях в виде электронного документа с использованием электронной цифровой подписи. При необходимости учреждение должно представить копии электронных документов на бумажных носителях (п. 7 Инструкции N 157н);
  • в нем должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные унифицированной формой документа, а при отсутствии таковой - обязательные реквизиты, указанные выше (п. 8 Инструкции N 157н). Стоит отметить, что с 1 января 2011 г. государственные (муниципальные) учреждения при применении первичных документов обязаны руководствоваться Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 173н);
  • на документе должны быть проставлены подписи руководителя субъекта учета или уполномоченного им на то лица. При оформлении хозяйственных операций с денежными средствами - подпись руководителя учреждения и главного бухгалтера (уполномоченных ими на то лиц) (п. 8 Инструкции N 157н);
  • первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции (п. 9 Инструкции N 157н);
  • в документах, оформляющих операции с наличными или безналичными денежными средствами, не должно быть исправлений. Иные первичные учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием надписи "Исправленному верить" ("Исправлено") и даты внесения исправлений (п. 10 Инструкции N 157н);
  • первичные документы должны быть составлены на русском языке. Документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык (п. 13 Инструкции N 157н).

Учреждение обязано обеспечить хранение первичных учетных документов в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. При наличии технической возможности хранение первичных электронных документов может производиться на машинных носителях с учетом требований законодательства РФ, регулирующего использование электронной цифровой подписи в электронных документах. Ответственность за организацию хранения таких документов несет руководитель учреждения. В случае их пропажи, уничтожения или порчи он назначает комиссию по расследованию причин утраты документов и выявлению виновных лиц, а также принимает меры по восстановлению первичных документов (п. п. 14, 16 Инструкции N 157н).

Обратите внимание! Оформление и хранение первичных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются с соблюдением норм законодательства РФ о защите государственной тайны (п. 15 Инструкции N 157н).

Изъятие первичных документов может осуществляться только уполномоченными согласно законодательству РФ органами на основании их постановлений. При возникновении таких ситуаций главный бухгалтер учреждения (другое должностное лицо) вправе в присутствии представителей таких органов снять копию с изъятых документов, проставив на них основания и даты изъятия (п. 17 Инструкции N 157н).

Регистры бухгалтерского учета

В соответствии с п. 11 Инструкции N 157н регистрами бухгалтерского учета признаются документы, служащие для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры составляются по формам, установленным органом, согласно законодательству РФ осуществляющим регулирование бухгалтерского учета. С 2011 г. формы регистров бухгалтерского учета, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены Приказом N 173н. Формирование регистров осуществляется на бумажных носителях в виде книг, журналов, карточек либо на машинных носителях - в виде электронного документа.

Ранее п. 3 Инструкции N 148н были установлены следующие регистры бухгалтерского учета:

  • Журнал операций по счету "Касса";
  • Журнал операций с безналичными денежными средствами;
  • Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
  • Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
  • Журнал операций расчетов по оплате труда;
  • Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
  • Журнал по прочим операциям;
  • Главная книга.

Инструкцией N 157н к ним добавлен новый регистр - "Журнал по санкционированию". Кроме того, расширены правила составления и оформления регистров бухгалтерского учета.

Так, записи в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций) вносятся по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа на основании отдельных документов или группы однородных документов. Первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе и относящиеся к соответствующим Журналам операций, по истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) хронологически подбираются и сброшюровываются. По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих Журналов операций заносятся в Главную книгу, а при завершении текущего финансового года обороты по счетам в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят (п. 11 Инструкции N 157н).

Правила хранения регистров бухгалтерского учета аналогичны правилам хранения первичных учетных документов. При этом стоит учитывать, что при хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений (п. 14 Инструкции N 157н). Порядок исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета, в отличие от ранее применяемого, не изменился. Теперь он приведен в п. 18 Инструкции N 157н.

Автоматизация бухгалтерского учета

Инструкцией N 157н дано расширенное толкование обеспечения автоматизации бухгалтерского учета. Так, согласно п. 19 данной Инструкции автоматизация бухгалтерского учета учреждения основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных (сводных) учетных документов и отражения операций по соответствующим счетам рабочего плана счетов при условии обеспечения полной сохранности первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета. При комплексной автоматизации бухгалтерского учета информация об объектах учета формируется в базах данных используемого программного комплекса.

Формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе при комплексной автоматизации бухгалтерского учета (формирования машинограмм регистров бухгалтерского учета) осуществляется с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики субъектом учета, но не реже периодичности, установленной для составления и представления субъектом учета бухгалтерской отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета. При этом допускаются некоторые отличия выходной формы регистра бухгалтерского учета от утвержденной формы такого регистра при условии, что выходная форма документа содержит обязательные реквизиты и показатели.

Инвентаризация

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств, как ранее предусматривалось п. 7 Инструкции N 148н, проводится учреждением в порядке, установленном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. Напомним, что на сегодняшний день Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Реализация Инструкции N 157н

Согласно п. 21 Инструкции N 157н на основе Единого плана счетов и положений данной Инструкции Минфин должен разработать и утвердить планы счетов бухгалтерского учета и Инструкции по их применению для ведения бухгалтерского учета учреждений в зависимости от принятого ими правового статуса. В целях реализации данного пункта Минфин в настоящее время разработал:

  • План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению (утверждены Приказом от 06.12.2010 N 162н), которые применяются казенными учреждениями, а также бюджетными учреждениями, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления не принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Стоит отметить, что при переходе на новый План счетов бюджетного учета указанным учреждениям необходимо учитывать Таблицу соответствия счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, Плану счетов бюджетного учета, утвержденному Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, доведенную Письмом Минфина России от 29.12.2010 N 02-06-07/5396;
  • План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению (утверждены Приказом от 16.12.2010 N 174н), которые применяются бюджетными учреждениями.

Л.Ларцева

Редактор журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта « » компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Вид организации

Базовый нормативный правовой акт

План счетов

Состав отчетности

Коммерческие организации

Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19-21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24-26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1-5 форм),
  • поквартально (около 5-10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2010, N 7

На сайте Министерства финансов Российской Федерации размещен проект Единого плана счетов бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях и Инструкция по его применению.

Этот документ будет с 1 января 2011 г. распространяться на все типы государственных (муниципальных) учреждений (казенные, бюджетные и автономные). В нем есть редакционные неточности, но его сейчас активно все обсуждают, и каким он будет принят окончательно, мы узнаем в конце этого года. Но самое главное, концепция по ведению бухгалтерского учета Министерством финансов РФ уже сформирована и на основе Единого плана счетов бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях планируется разработать несколько приказов для каждого типа учреждения.

Единый план счетов

Проект содержит Единый план счетов для государственных (муниципальных) учреждений, и в дальнейшем на его основе будут разработаны Типовые планы счетов отдельно для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Поскольку автономные учреждения имеют право не применять Классификатор операций сектора государственного управления, то аналитический срез номера счета обеспечивает единую методологию ведения учета с тем, чтобы без дополнительных затрат переходить из одного типа учреждения в другой. Поскольку изменение типа учреждения не является реорганизацией или ликвидацией, то преемственность в учете должна быть полностью сохранена.

Примечание. На сайте Федерального казначейства опубликовано Письмо от 20.10.2010 N 42-2.2-08/52, посвященное проекту Единого плана счетов бюджетного учета в казенных учреждениях.

На основе Типового плана счетов бухгалтерского учета, Инструкции по его применению, разработанной и утвержденной Министерством финансов Российской Федерации с учетом положений настоящего Проекта Инструкции, учреждением должен быть разработан и утвержден рабочий план счетов бухгалтерского учета (далее - Рабочий план счетов).

Номер счета Рабочего плана счетов состоит из 26 разрядов, содержащих (обязательно! ) разряды кодов синтетических счетов Единого плана счетов, которые приведены в Приложении N 1 к Проекту Инструкции, а также разряды кодов аналитических счетов, отражающих специфику деятельности учреждения в зависимости от правового статуса учреждения (казенные, бюджетные, автономные).

В Приложении N 3 даны методологические основы по применению Единого плана счетов: объект, цель, сфера применения, определения, понятия, вид финансового обеспечения, группировка объектов, вид объекта, оценка объекта и др.

Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражают следующую информацию:

  • в 1 - 17 разрядах - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  • в 18-м разряде - код вида финансового обеспечения;
  • в 24 - 26-м разрядах - аналитический код вида поступлений, выбытий (для казенных и бюджетных учреждений в 24 - 26-м разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Для автономных учреждений - аналитический код поступлений, выбытий в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности).

Синтетический код счета Единого плана счетов отражается в 19 - 23-м разрядах номера счета Рабочего плана счетов.

18-й разряд кода счета

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Типового (Рабочего) плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения:

  • для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

1 - бюджетная деятельность:

2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 - средства во временном распоряжении;

4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 - субсидии на иные цели;

6 - бюджетные инвестиции;

7 - средства по обязательному медицинскому страхованию:

  • для отражения операций по деятельности бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами соответствующих бюджетов и органами Федерального казначейства в рамках их кассового обслуживания:

8 - средства бюджетного (автономного) учреждения.

Единый план счетов состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования государственного задания, плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Предусмотрена структура Единого плана счетов в следующем разрезе.

Наименование счета, синтетический счет объекта учета, который подразделяется на синтетический код, состоящий из трех знаков, и аналитический код, состоящий из двух знаков и имеющий в своем составе код группы объекта и код вида объекта:

  • 100 разд. 1 "Нефинансовые активы. Синтетический код";
  • 200 разд. 2 "Финансовые активы";
  • 300 разд. 3 "Обязательства";
  • 400 разд. 4 "Финансовый результат";
  • 500 разд. 5 "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта".

100 разд. 1 "Нефинансовые активы" содержит аналитический срез по статусу нефинансовых активов и группам затрат:

  • 10010 Недвижимое имущество учреждения;
  • 10020 Особо ценное движимое имущество учреждения;
  • 10030 Иное движимое имущество учреждения;
  • 10040 Имущество - предметы лизинга;
  • 10050 Имущество, составляющее казну;
  • 10060 Себестоимость готовой продукции, работ, услуг;
  • 10070 Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;
  • 10080 Общехозяйственные расходы;
  • 10090 Издержки обращения.

Например , Разд. 1 "Нефинансовые активы" подразделяется на группы нефинансовых активов:

  • 101 - Основные средства;
  • 102 - Нематериальные активы;
  • 103 - Непроизведенные активы;
  • 104 - Амортизация;
  • 105 - Материальные запасы;
  • 106 - Вложение в нефинансовые активы;
  • 107 - Нефинансовые активы в пути;
  • 108 - Имущество казны;
  • 109 - Затраты на производство готовой продукции, работ, услуг.

Введены счета 10508 "Товары", 10509 "Наценка на товары".

Изменения с 1 января 2011 года стоимостного критерия основных средств и нематериальных активов при начислении амортизации

С 1 января 2011 г. в состав амортизируемого имущества будут включаться основные средства и нематериальные активы, первоначальная стоимость которых превышает 40 000 руб. Такие поправки внесены Законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ.

В целях сближения бухгалтерского и налогового учета, а также равноправных условий деятельности бюджетных учреждений и коммерческих организаций Минфин России распространил эти нормы на сектор государственного управления.

Напомним, что в настоящее время бюджетные учреждения в состав амортизируемого имущества включают основные средства и нематериальные активы, стоимость которых превышает 20 тыс. руб. Те активы стоимостью от 20 до 40 тыс. руб., которые медицинские учреждения уже включили в состав амортизируемого имущества до 1 января 2011 г., должны амортизироваться в течение срока их полезного использования в прежнем порядке.

Эти нормы нашли отражение в Проекте новой Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями.

В соответствии с п. 88 Проекта по объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке:

  • на объект недвижимого имущества при принятии его к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предусмотренной законодательством Российской Федерации:
  • амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
  • стоимостью свыше 40 000 руб.
  • на объекты движимого имущества:
  • на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
  • на объекты основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно , за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;
  • на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

В соответствии с п. 89 Проекта по объектам нематериальных активов амортизация начисляется в следующем порядке:

  • на объекты стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при принятии объекта на учет;
  • на объекты стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Учтена норма Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ - контроль за имуществом при получении и сдаче его в аренду.

В соответствии с п. 32 Проекта материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование (аренду), учитываются учреждением на забалансовом счете либо по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, либо в условной оценке - один объект, один рубль.

В соответствии с п. 33 Проекта передача (возврат) материального объекта нефинансовых активов в рамках безвозмездного или возмездного пользования (в аренду) отражается на основании акта приемки-передачи путем внутреннего перемещения инвентарного объекта на соответствующих счетах учета нефинансовых активов с одновременным отражением на забалансовом счете переданного объекта по его балансовой стоимости.

Раздел 2 "Финансовые активы" и раздел 3 "Обязательства"

Например , в разд. 2 "Финансовые активы" и в разд. 3 "Обязательства" введены группы счетов, которые имеют идентичную структуру построения и сбора информации: счета 20600, 20800, 30200.

Расчеты по

выданным

Аналогично применяются счета

20800 "Расчеты с подотчетными

лицами" и 30200 "Расчеты по

принятым обязательствам"

Расчеты по авансам по

оплате труда и

начислениям на выплаты

по оплате труда

Расчеты по авансам по

работам, услугам

Расчеты по авансам по

поступлению

нефинансовых активов

Расчеты по авансовым

безвозмездным

перечислениям

организациям

Расчеты по авансовым

безвозмездным

перечислениям бюджетам

Расчеты по авансам по

социальному

обеспечению

Расчеты по авансам по

прочим расходам

Расчеты по авансам по прочим

выплатам

Расчеты по авансам по

начислениям на выплаты по

оплате труда

Расчеты по авансам по услугам

Расчеты по авансам по

транспортным услугам

Расчеты по авансам по

коммунальным услугам

Расчеты по авансам по

арендной плате за пользование

имуществом

Расчеты по авансам по

работам, услугам по

Расчеты по авансам по прочим

работам, услугам

Расчеты по авансам по

приобретению основных средств

Расчеты по авансам по

приобретению нематериальных

Расчеты по авансам по

приобретению непроизведенных

Расчеты по авансам по

приобретению материальных

Расчеты по авансовым

безвозмездным перечислениям

государственным и

муниципальным организациям

Расчеты по авансовым

безвозмездным перечислениям

организациям, за исключением

государственных и

муниципальных организаций

Расчеты по авансовым

перечислениям другим бюджетам

бюджетной системы Российской

Федерации

Расчеты по авансовым

перечислениям наднациональным

организациям и правительствам

иностранных государств

Расчеты по авансовым

перечислениям международным

организациям

Расчеты по авансам по

пенсиям, пособиям и выплатам

по пенсионному, социальному и

медицинскому страхованию

населения

Расчеты по авансам по

пособиям по социальной помощи

населению

Расчеты по авансам по

пенсиям, пособиям,

выплачиваемым организациями

сектора государственного

управления

Расчеты по авансам по оплате

прочих расходов

Раздел 4 "Финансовый результат текущего финансового года"

В Проекте Инструкции для учета доходов и расходов текущей деятельности введены счета:

  • доходы текущего финансового года - счет 40110 ;
  • расходы текущего финансового года - счет 40120 .

Для определения финансового результата деятельности учреждения доходы и расходы группируются по видам доходов и расходов в разрезе либо кодов классификации операций сектора государственного управления, либо видов поступлений и выплат, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Формирование раздельного учета по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года, в том числе для целей налогового (управленческого) учета, осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств бюджета, органом, осуществляющим полномочия учредителя, или правовым актом учреждения, с учетом требований, предусмотренных соответствующей Инструкцией (которая должна быть разработана Минфином России) по применению Типового плана счетов и учетной политикой учреждения .

В соответствии с п. 250 Проекта счет 40130 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" предназначен для учета операций при заключении счетов текущего финансового года учреждений, а также сумм уценки (дооценки) стоимости объекта нефинансовых активов и начисленной амортизации, полученных в результате переоценки, проведенной в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В соответствии с п. 251 Проекта счет 40140 "Доходы будущих периодов" предназначен для учета сумм доходов, начисленных заказчикам за выполненные и сданные ими отдельные этапы работ, услуг и не относящихся к доходам текущего отчетного периода, а также начисления доходов от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия.

Зачисление в доход текущего отчетного периода отражается по договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции, работ, услуг, в том числе в конце финансового года по продукции животноводства и земледелия финансового года.

В соответствии с п. 252 Проекта счет 40150 "Расходы будущих периодов" предназначен для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к расходам будущих периодов.

Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам как расходы будущих периодов, подлежат списанию в порядке, устанавливаемом учреждением, в течение периода, к которому они относятся.

К расходам будущих периодов относятся, по нашему мнению, суммы начисленного отпуска, не относящегося к отчетному периоду, суммы страхования гражданской ответственности, оплата права пользования неисключительными правами (лицензионные соглашения на срок более отчетного периода и др.).

В следующем номере продолжим знакомство с Проектом новой Инструкции по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях и рассмотрим методологические особенности по отдельным объектам учета.

Л.П.Воробьева

генеральный директор

Издательского Дома

"Советник бухгалтера"

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то